Тактико-специальные учения (ТСУ) – это форма подготовки руководящего, командно-начальствующего состава и невоенизированных формирований. Объект является основным первичным звеном, где практически и наиболее полно решается весь комплекс задач гражданской обороны. Тактико-специальные учения на нем являются важнейшей частью подготовки к действиям по защите работников и населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий и от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Значение, важность и роль учений определена в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 № 738. В котором сказано, что основными формами подготовки и проверки обученности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций считать командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.
Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки невоенизированных формирований гражданской обороны для выполнения задач по предназначению в мирное и военное время.
Они организуются и проводятся в целях:
По своему назначению учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытные.
Плановые учения проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке.
Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях определения уровня подготовки формирований.
Показные учения проводятся в целях обеспечения единства взглядов на применение формирований, организацию и методику проведения учений, а также показа наиболее целесообразных приемов и способов действий формирований при проведении аварийно спасательных и других неотложных работ.
Опытные учения проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, а также использования штатного имущества и техники.
Учения проводятся со всеми формированиями (территориальными, объектовыми).
Продолжительность учений до восьми часов. Периодичность их проведения: с формированиями повышенной готовности - ежегодно; с остальными - раз в три года в ходе проведения комплексных учений и объектовых тренировок.
Часть формирований может привлекаться на командно-штабные учения.
Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно со специальными формированиями. На учения формирования выводятся полностью укомплектованными личным составом, техникой и имуществом в соответствии с организационно-штатной структурой и табелем оснащения.
Практическое выполнение работ по предназначению и отработка нормативов являются основным методом подготовки личного состава формирований в ходе учения.
Численный состав штаба руководства (группы управления) определяется исходя из учебных целей учения, а также состава привлекаемых формирований. В отдельных случаях для оказания методической помощи в организации и проведении учения по решению начальника управления (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города (района) могут привлекаться работники управления (отдела), преподаватели и инструкторы ГО учебно-методических центров по ГОЧС, инструкторы ГО курсов городов, районов (филиалов УМЦ по ГОЧС).
Руководитель учения несет личную ответственность за подготовку и проведение учения.
Он обязан:
Штаб руководства (группа управления) является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения.
На штаб руководства (группу управления) возлагается:
Обеспечение формирований техникой и имуществом, необходимым для проведения учения осуществляют объекты, на базе которых созданы формирования. При проведении учений с формированиями численностью до 100 человек материально-техническое обеспечение возлагается на командира формирования, а более 100 человек - на заместителя руководителя учения по материально-техническому обеспечению.
В этом случае он обязан:
При проведении учений с формированиями общего назначения помощниками руководителя учения назначаются начальники служб объекта.
Они обязаны:
Имитация обстановки должна быть приближенной к реальной и способствовать выработке у личного состава правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения.
Имитируется только то, что необходимо для учения. Отдельные элементы обстановки, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями).
Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий и других мест используются манекены.
Участки заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) имитируются песком, опилками или окрашенной жидкостью.
Для проведения имитации выделяется необходимое количество личного состава.
Помощник руководителя учения по имитации обязан:
Приказ о подготовке и проведении учения разрабатывается и доводится до исполнителей не позднее чем за полтора месяца до его проведения. В нем указываются время проведения учения, состав обучаемых и порядок их подготовки, сроки и объем работ по подготовке мест проведения практических мероприятий, ответственные исполнители, требования безопасности на учении.
В приказе также указываются цели проведения учения. Такими целями могут быть: для мирного времени - подготовка формирования к действиям по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; для военного времени – обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Приказ разрабатывается начальником отдела (сектора) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям объекта и подписывается начальником гражданской обороны объекта, а для территориальных формирований соответственно начальником управления (отдела) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, района и начальником гражданской обороны города (района).
Вариант приказа приложение № 1.
Подготовка к учению осуществляется в соответствии с календарным планом, который разрабатывается штабом руководства (группой управления) или руководителем учения. В нем определяются мероприятия по подготовке к учению заместителей (помощников) руководителя учения, начальников служб и штаба руководства ( группы управления), а также командно-начальствующего и личного состава формирования, указываются ответственные лица за разработку документов на учение, перечисляются необходимый объем работ по подготовке района (места) учения и имитации, мероприятия по обеспечению учения, назначаются сроки готовности и ответственные лица. Календарный план подписывается руководителем учения и утверждается начальником гражданской обороны объекта, а для территориальных формирований соответственно руководителем учения и начальником гражданской обороны города (района).
Вариант календарного плана - приложение № 2.
План проведения учения разрабатывается штабом руководства (группой управления) учения с участием начальников служб и утверждается тем начальником, которому подчинен руководитель учения по линии гражданской обороны.
План разрабатывается текстуально и включает: тему учения, учебные цели для каждой категории обучаемых; время проведения учения; состав привлекаемых формирований; количество техники, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; обстановку, которая может сложиться на объекте в результате чрезвычайной ситуации или в военное время.
Вариант плана проведения учения - приложение № 3.
К плану проведения учения разрабатываются приложения: схема марша и обстановки на маршруте выдвижения формирования из района расположения (места сбора) к участку работ; учебный план объекта с обстановкой на определенное время; характеристика зданий и защитных сооружений объекта; приказ формированию на проведение АСДНР; частный план посредника; план имитации на учении.
Варианты приложений к плану проведения учений №№ 1-6.
Используя варианты приказа о подготовке и проведении учения, календарного плана, плана проведения учения и приложений к нему предложить слушателям ознакомиться с этими документами и дать им необходимые пояснения по каждому варианту документов, и далее пояснить, что после разработки плана учения руководитель организует подготовку заместителей (помощников) штаба руководства (группы управления), личного состава формирований, привлекаемых на учение.
Рассмотрим в чем заключается подготовка руководства учением и личного состава формирований, привлекаемых на него?
Подготовка заместителей (помощников) руководителя учения, штаба руководства (группы управления), посредников организуется руководителем учения. Основная работа проводится на местности, в районе предстоящего учения. Изучается обстановка по каждому этапу учения. Разбираются возможные варианты решений обучаемых командиров, условно проигрываются действия групп имитации.
Подготовка личного состава формирований к учению осуществляется в ходе плановых занятий. Непосредственно перед учением со всем личным составом изучаются требования мер безопасности.
Подготовка должна обеспечить изучение и правильное понимание темы учения, целей, задач и плана проведения учения по этапам, своих обязанностей, требований Наставления по проведению учения и других руководящих документов регламентирующих обучение формирований, изучение района (места) учения. Руководитель учения определяет места выполнения практических работ формированиями на различных этапах учения, их расположение, а также место сбора после проведения учения; определяет объем и места проведения имитации.
Для обучения проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ проводится подготовка района (места) проведения учения. Основная цель этой работы заключается в создании обстановки, приближенной к реальной, предусмотренной "Планом действий объекта по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на мирное время" или "Планом гражданской обороны".
Учения начинаются с приведения формирования в готовность. Командир формирования проводит оповещение и сбор личного состава, при этом отрабатываются нормативные показатели, указанные в планах гражданской обороны мирного или военного времени. После этого личный состав получает табельное имущество, экипируется и выстраивается для проверки готовности к действиям. При отработке тематики мирного времени формирования из района сбора выдвигаются к местам выполнения работ по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, военного времени - непосредственно из района сбора в район размещения в загородной зоне.
После приведения формирований в готовность руководитель учения (посредник) вручает командиру формирования тактическое задание, в котором указываются обстановка и задачи формирования, после чего командиру формирования предоставляется время для уяснения полученной задачи, оценки обстановки, принятия решения и постановки задач подчиненным, а также для организации действий формирований.
При уяснении задачи командир намечает мероприятия, которые необходимо провести для подготовки к выполнению поставленной задачи, отдает предварительные распоряжения.
Оценивая обстановку, командир определяет характер и объем разрушений, пожаров, заражения радиоактивными или аварийно химически опасными веществами, виды предстоящих работ, их объемы и возможности формирования по их выполнению, состояние маршрутов выдвижения к участкам проведения работ, влияние местности, погоды, времени года и суток на выполнение задачи.
В решении командир формирования определяет замысел действий, в котором предусматривает последовательность выполнения работ, распределение сил и средств по участкам (местам) работ, где сосредоточить основные усилия, сроки выполнения работ, порядок выдвижения к участкам (местам) работ, порядок взаимодействия и управления формированием.
По прибытии в район (к месту) проведения работ командир формирования доводит до личного состава обстановку и ставит задачу, в которой указывает: какие виды спасательных работ провести; порядок использования техники; места погрузки пораженных, травмированных на транспорт и порядок их эвакуации; время начала и окончания работ; свое место и место заместителя.
В зависимости от характера выполняемых работ при постановке задач могут быть указаны и другие пункты. Так, например, при работе на местности, зараженной радиоактивными веществами, указывается допустимая доза радиоактивного облучения, при локализации и ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте - время нахождения на зараженной территории и т.д.
В ходе проведения спасательных работ создается обстановка приближенная к реальной.
В соответствии с замыслом учения и предназначением формирования на учении могут отрабатываться следующие вопросы:
Другие формирования на учении отрабатывают вопросы в соответствии с их предназначением.
В ходе учения между формированиями общего назначения и специальными формированиями организуется взаимодействие. При этом руководитель учения особое внимание обращает на согласование действий между формированиями по задачам, объектам работ и времени, слаженность их действий при выдвижении к местам работ, очередность выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ каждым формированием.
Для наращивания обстановки руководитель лично или через своих помощников путем вручения вводных доводит до обучаемых изменения в обстановке, новые данные о последствиях чрезвычайной ситуации, увеличении масштабов аварии, о выходе из строя людей, техники, об изменении радиационной (химической) обстановки.
Руководитель учения добивается от командиров формирований осуществления маневра силами и средствами с учетом складывающейся обстановки, принятия новых решений по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в высоком темпе, проявления инициативы и находчивости.
При оценке действий обучаемых формирований учитываются:
Заканчивать учение целесообразно выводом формирования из района (с места учения) и проведением, при необходимости, санитарной обработки людей и специальной отработки техники.
По окончании учения руководитель дает указания о месте и времени сосредоточения формирований, о проверке личного состава и техники, о приведении в порядок места проведения учения, а также о месте и времени разбора учения.
Разбор является заключительной частью учения. Цель разбора состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты учебные цели и выполнены учебные задачи.
Разбор проводит руководитель учения.
Разбор проводится в начале с командно-начальствующим составом формирований, а затем с рядовым составом.
Во время разбора указываются тема и учебные цели, обстановка в которой действовали обучаемые, а затем разбираются конкретные действия командиров и личного состава формирований по этапам учения.
В конце разбора руководитель определяет, в какой степени достигнуты учебные цели; оценивает действия обучаемых с обязательной краткой характеристикой примеров правильных решений, а также отмечает недостатки, которые имели место; указывает, на что нужно обратить внимание в ходе дальнейшей подготовки командно-начальствующего и рядового состава формирований.
Общие оценки формирований, а также индивидуальные оценки командно-начальствующего и рядового состава заносятся в соответствующие журналы учета подготовки формирований.