Примерная программа курсового обучения должностных лиц органов управления и сил гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), а также работников организаций, на которых возложено выполнение обязанностей в области ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - должностные лица и работники ГО и РСЧС):
Целью курсового обучения является привитие должностным лицам и работникам ГО и РСЧС знаний и умений по организации и выполнению мероприятий ГО и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), а также выработка у них готовности и способности к использованию полученных знаний в интересах защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера (далее - военных конфликтах и ЧС).
Основными задачами курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС являются:
Для достижения поставленной цели и задач при курсовом обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС должны быть реализованы следующие принципы обучения:
При обучении должностных лиц и работников ГО и РСЧС рекомендуется комплексно использовать теоретические и практические формы обучения, такие как лекция, беседа, семинар, комплексное занятие и тренировка.
Теоретический материал изучается обучаемыми в ходе проведения лекций, бесед и семинаров в минимальном объеме, необходимом для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются информационно-коммуникационные технологии, технические средства обучения, наглядные пособия, тренажеры, макеты, имитационные средства и образцы.
Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т.д.
Беседа проводится с целью передачи знаний обучаемым именно по тем вопросам, по которым они недостаточно подготовлены, а также для определения уровня их подготовки по отдельным темам.
Семинар - вид групповых занятий по какой-либо учебной проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п. под руководством преподавателя. Преподаватель является координатором обсуждений темы семинара, подготовка к которому является обязательной. Поэтому тема семинара и основные ее положения предъявляются до обсуждения для детального ознакомления, изучения. Цели обсуждений направлены на закрепление обсуждаемого материала.
Комплексное занятие - вид практических занятий по организации выполнения мероприятий ГО, защиты от ЧС и выполнению своих функциональных обязанностей.
В ходе комплексного занятия все обучающиеся, независимо от занимаемых должностей, обучаются по единому замыслу правильному и однообразному выполнению действий (приемов).
На комплексном занятии практические действия, обучаемые отрабатывают последовательно по вводным, выдаваемым руководителем занятия. При необходимости руководитель занятия может объяснять и показывать правильный порядок выполнения тех или иных приемов и действий перед началом их отработки.
Для обеспечения высокого качества проведения комплексного занятия и максимальной загрузки обучаемых, его проведение может быть организовано в форме деловой игры.
Тренировка - форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки в области ГО и защиты от ЧС.
Во время тренировки обучающиеся получают ответы на то, как действовать в стандартно повторяющихся ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные модели поведения.
Примерная программа курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - примерная программа курсового обучения) определяет общие положения, организацию и порядок обучения. В ней также изложены тематика, содержание тем и требования к уровню знаний и умений работников ГО и РСЧС, прошедших обучение.
Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС организуется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и "Об утверждении положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны", а также Рекомендаций по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС, утвержденных МЧС России от 02.12.2015 № 2-4-87-46-11.
Курсовое обучение в обязательном порядке с периодичностью не реже одного раза в 5 лет проходят:
Для данных работников ГО и РСЧС, впервые назначенных для исполнения обязанностей в области ГО и защиты от ЧС, курсовое обучение в течение первого года работы является обязательным.
Должностные лица и работники ГО и РСЧС проходят курсовое обучение на курсах ГО муниципальных образований, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации или в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО и защиты от ЧС (далее - организации, осуществляющие курсовое обучение) в соответствии с решением руководителя учреждения (организации) и с учетом возможностей организаций, осуществляющих курсовое обучение.
Руководители организаций, осуществляющих курсовое обучение, на основании данной примерной программы курсового обучения, с учетом указаний ОМСУ по организации обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, разрабатывают и утверждают в установленном порядке программу курсового обучения для должностных лиц и работников ГО и РСЧС (далее - программа курсового обучения). В структуре программы курсового обучения должен быть представлен перечень компетенций в области ГО и защиты от ЧС, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения. Кроме этого, в программе курсового обучения, исходя из местных условий, особенностей производственной деятельности, степени подготовленности обучаемых и других факторов, помимо прочего, определяется время, отводимое на изучение тем, предлагаемых примерной программой курсового обучения, уточняется содержание тем занятий, последовательность их изучения, формы и методы проведения занятий без сокращения общего количества часов, предусмотренного настоящей примерной программой курсового обучения на изучение всего курса.
Учебные группы для проведения курсового обучения комплектуются преимущественно из лиц одной или схожих по своим функциональным обязанностям категорий обучаемых численностью до 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы.
Продолжительность обучения определяется соответствующими программами курсового обучения, разрабатываемыми организациями, осуществляющими курсовое обучение, на основе примерной программы курсового обучения.
Списки учебных групп, состав преподавателей, инструкторов и расписание проведения занятий определяются распорядительным документом организации, осуществляющей курсовое обучение.
Курсовое обучение должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС может осуществляться по очной или очно-заочной форме с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
При организации занятий по курсовому обучению руководители занятий должны предусматривать максимальное использование учебного оборудования и средств обеспечения учебного процесса.
В ходе проведения занятий должно уделяться внимание морально-психологической подготовке обучающихся, выработке личной ответственности и уверенности за принимаемые решения, воспитанию готовности к выполнению должностных обязанностей в сложной обстановке, обусловленной возможными опасностями.
Руководитель занятий должен обеспечивать безопасность процесса обучения за счет четкой его организации и точного соблюдения требований и мер безопасности (особенно при использовании имитационных средств), а также применения знаний и навыков обучаемых, полученных в ходе различных инструктажей и занятий по вопросам безопасности.
Руководитель занятий обязан принимать меры по предотвращению травматизма обучаемых, устанавливать необходимые требования безопасности при обращении с техникой, оборудованием, средствами индивидуальной защиты и приборами на занятиях, своевременно доводить эти требования и добиваться строгого их выполнения.
Перед началом каждого практического занятия руководитель обязан лично убедиться, что созданы все необходимые условия для безопасного его проведения, а обучаемые обладают достаточными практическими навыками для выполнения учебных задач.
Обучаемые, не усвоившие требования безопасности, к занятиям не допускаются.
Преподаватели и инструкторы, проводящие занятия по курсовому обучению, должны вести учет проведения занятий и присутствия на них обучающихся в журналах по установленной форме, определенной в Рекомендациях по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Курсовое обучение должностных лиц и работников ГО и РСЧС завершается контрольным занятием. Форма проведения контрольного занятия и его содержание утверждается руководителем организации, осуществляющей курсовое обучение.
По окончании курсового обучения, обучаемым выдаются справки по форме установленной Рекомендациями по организации и проведению курсового обучения в области ГО и защиты от ЧС.
Исходя из требований к уровню знаний и умений, необходимых для выполнения обязанностей по ГО и защите от ЧС, обучающиеся по данной примерной программе курсового обучения разделены на 8 групп:
Личный состав эвакуационных органов и члены комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС, обучаются путем проведения одно-двух дневных сборов под руководством руководителя соответствующего эвакуационного органа или председателя комиссии по обеспечению устойчивости функционирования организации.
В результате прохождения курсового обучения:
1) председатели КЧС и ОПБ должны:
знать:
уметь:
2) руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время, должны:
знать:
уметь:
3) руководители эвакуационных органов должны:
знать:
уметь:
4) председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС должны:
знать:
уметь:
5) неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций должны:
знать:
уметь:
6) руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители должны:
знать:
уметь:
7) члены КЧС и ОПБ должны:
знать:
уметь:
8) работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС должны:
знать:
уметь:
N | Наименование тем занятий | Категории обучаемых и общее количество часов на курсовое обучение | |||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Председатели КЧС и ОПБ | Руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО, а также продолжающих работу в военное время | Руководители эвакуационных органов | Председатели комиссий по обеспечению устойчивости функционирования организаций | Неосвобожденные работники, уполномоченные на решение задач в области ГО и защиты от ЧС, ФОИВ, ОМСУ и организаций | Руководители нештатных формирований и спасательных служб и их заместители | Члены КЧС и ОПБ | Работники, осуществляющие обучение в области ГО и защиты от ЧС | ||||||||||||||||||||||||||
Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | Рекомендуемые формы занятий | ||||||||||||||||||||||||||
Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | Лекция (Беседа) | Семинар | Комплексное занятие | Тренировка | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
1 | Требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
3 | Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Требования нормативных правовых актов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Виды ЧС, характерные для региона (муниципального образования), организации и наиболее эффективные способы защиты населения и территорий от них | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Поражающие факторы источников ЧС, характерных для соответствующей территории, а также оружия массового поражения и других видов оружия | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Наиболее эффективные способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Порядок действий населения по сигналу оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с получением информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Планирование мероприятий ГО | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Состав и содержание планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Участие в подготовке разделов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Порядок разработки планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Организация и руководство работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Организация работы комиссий по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
18 | Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Организаций управления, связи и оповещения в системе РСЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Организация инженерной защиты населения и работников организаций | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Порядок приведения ГО организации в готовность | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Организация оповещения работников организаций при приведении ГО в готовность и основных видов обеспечения мероприятий по ГО | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Деятельность КЧС и ОПБ при приведении органов управления и сил РСЧС в различные режимы функционирования | + | + | ||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Организация работы эвакуационных органов | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Состав, порядок создания нештатных формирований и спасательных служб, поддержания их в постоянной готовности и применения при выполнении мероприятий ГО | + | + | + | |||||||||||||||||||||||||||||
30 | Состав, задачи, возможности и применение сил РСЧС соответствующего уровня | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Действия руководителя нештатных формирования и спасательных службы при приведении их в готовность | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Возможная обстановка в районе выполнения задач и объем выполняемых мероприятий, возлагаемых на конкретное нештатное формирование или спасательную службу | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Всестороннее обеспечение действий нештатных формирований и спасательных служб, а также взаимодействия между ними в ходе выполнения задач | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Организация всестороннего обеспечения сил РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
36 | Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
37 | Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
38 | Порядок организации и осуществления подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
39 | Состав учебно-материальной базы организации | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
40 | Основы оказания первой помощи | + | |||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольное занятие | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего часов занятий: | 24 - 36 | 12 - 24 | 12 - 24 | 12 - 24 | 12 - 24 | 24 - 36 | 12 - 24 | 24 - 36 |
Тема I. Требования нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от ЧС.
Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области защиты от ЧС. Основные задачи КЧС и ОПБ и деятельность председателя КЧС и ОПБ по организации их выполнения.
Задачи РСЧС, организация, состав сил и средств соответствующих подсистем в области защиты населения и территорий от ЧС, отраженные в федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Тема 2. Требования нормативных правовых актов в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС
Требования основных федеральных, региональных, муниципальных нормативных правовых документов и документов организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия, выполняемые в интересах решения задач ГО и защиты от ЧС.
Тема 3. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей.
Требования постановления Правительства Российской Федерации "О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы" и других нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровней в этой сфере.
Задачи руководителей эвакуационных органов по организации и осуществлению данных требований.
Тема 4. Требования нормативных правовых актов по организации и проведению мероприятий по обеспечению устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
Задачи и мероприятия, проводимые в целях обеспечения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения, при военных конфликтах и ЧС, отраженные в основных нормативных и методических документах федерального, регионального и муниципального уровней.
Тема 5. Требования нормативных правовых актов по созданию и поддержанию в готовности нештатных формирований и спасательных служб.
Содержание нормативных правовых документов федерального, регионального, муниципального и объектового уровней, регулирующих создание, применение и поддержание в готовности нештатных формирований и спасательных служб.
Обязанности и ответственность руководителей за обеспечение готовности подчиненных нештатных формирований и спасательных служб.
Тема 6. Виды ЧС, характерные для региона (муниципального образования), организации и наиболее эффективные способы защиты населения и территорий от них,
ЧС природного характера, характерные для данной территории региона и их возможные последствия.
ЧС техногенного характера, характерные для данной территории региона и их возможные последствия.
Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при этих ЧС. Организация их выполнения.
Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Инженерная защита. Классификация защитных сооружений, их устройство и внутреннее оборудование.
Классификация средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), требования по обеспечению населения СИЗ, организация хранения и поддержания их в готовности к выдаче населению.
Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.
Основы организации АСДНР.
Тема 7. Поражающие факторы источников ЧС, характерных для соответствующей территории, а также оружия массового поражения и других видов оружия.
Опасности, возникающие при военных конфликтах или вследствие эти конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера и присущие им особенности.
Основные поражающие факторы оружия и источников ЧС характерные для данной территории региона, их возможные последствия.
Тема 8. Наиболее эффективные способы и средства защиты населения, материальных и культурных ценностей, а также территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов и вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Способы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС природного и техногенного характера. Организация их выполнения.
Инженерная защита. Классификация защитных сооружений, их устройство и внутреннее оборудование.
Организация эвакуации населения. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Классификация СИЗ, организация их хранения, порядок подготовки к выдаче.
Использование медицинских средств защиты производственного персонала и населения в ЧС.
Основы организации АСДНР.
Тема 9. Порядок действий населения по сигналу оповещения "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с получением информации об угрозе и возникновении ЧС, о радиационной опасности, воздушной и химической тревоге.
Назначение и способы подачи сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!".
Особенности информационных сообщений об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.
Порядок действий населения при получении сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" с информацией об угрозе и возникновении ЧС, радиационной опасности, воздушной тревоге и химической тревоге.
Тема 10. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС.
Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура, содержание и порядок разработки основных планирующих и отчетных документов.
Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Тема 11. Планирование мероприятий ГО.
Назначение Плана ГО. Требования, предъявляемые к его разработке. Исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки Плана ГО. Порядок его утверждения.
Перечень документов, прилагаемых к Плану ГО, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Тема 12. Состав и содержание планирующих и отчетных документов по ГО и защите от ЧС.
Требования к планированию мероприятий по ГО и защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.
Назначение Плана ГО (Плана ГО и защиты населения). Требования, предъявляемые к их разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки планов, порядок их утверждения.
Перечень документов, прилагаемых к планам, их корректировка, хранение и порядок работы с ними.
Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Изучение и обсуждение одного из вариантов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Тема 13. Участие в подготовке разделов Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Содержание Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС и этапы его разработки. Порядок разработки разделов Плана. Тренировка в подготовке предложений по основным разделам Плана.
Тема 14. Порядок разработки планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации.
Порядок разработки, согласования и доведения до исполнителей планирующих и отчетных документов по организации и проведению эвакуации. Изучение и обсуждение вариантов данных документов.
Тема 15. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Виды, номенклатура, объем запасов (резервов) материальных и финансовых ресурсов, создаваемых в интересах ГО, предупреждения и ликвидации ЧС. Порядок их создания и использования. Организация количественного и качественного учета запасов (резервов) и их хранения. Сроки освежения и проведения лабораторных испытаний.
Задачи по организации и осуществлению контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
Тема 16. Организация и руководство работой КЧС и ОПБ в повседневной деятельности.
Правовые основы деятельности КЧС и ОПБ. Примерное положение о КЧС и ОПБ.
Назначение, задачи и состав КЧС и ОПБ. Обязанности и алгоритм работы председателя и членов КЧС и ОПБ в повседневной деятельности. Осуществление контроля за исполнением обязанностей членами КЧС и ОПБ.
Планирование работы КЧС и ОПБ (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Тема 17. Организация работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.
Назначение и состав комиссии по обеспечению устойчивости функционирования. Задачи и обязанности ее председателя и членов. Алгоритм работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования и ее председателя в мирное время, при угрозе и возникновении опасностей.
Планирование работы комиссии по обеспечению устойчивости функционирования (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Тема 18. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
Исходные данные для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования организации, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
Методики оценки устойчивости организации.
Тема 19. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
Способы ПУФ организаций.
Основные направления деятельности председателя и членов комиссии по разработке и осуществлению мероприятий по ПУФ организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах и ЧС.
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно-технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на ПУФ организаций, и организация их выполнения.
Подготовка организации к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема 20. Организация управления, связи и оповещения в системе РСЧС.
Порядок работы КЧС и ОПБ по организации управления, связи и оповещения в системе РСЧС.
Предназначение, оборудование, размещение и организация работы пунктов управления. Порядок работы дежурных смен, их обязанности.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах защиты населения от ЧС,
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
Оповещение населения в условиях быстроразвивающихся ЧС. Принципы построения и функционирования комплексных систем экстренного оповещения населения.
Тема 21. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты населения.
Особенности воздействия на население ионизирующего излучения. Основные мероприятия по защите населения от радиационного воздействия при угрозе и (или) возникновении радиационной аварии.
Виды АХОВ. Их воздействие на организм человека. Основные мероприятия химической защиты, осуществляемые в случае угрозы и (или) возникновения химической аварии.
Сущность, задачи и основные мероприятия медико-биологической защиты в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС. Карантин и обсервация.
Средства индивидуальной защиты, классификация, назначение, порядок использования, хранение и поддержание их в готовности.
Тема 22. Организация инженерной защиты населения и работников организаций.
Требования нормативной правовой базы в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений гражданской обороны (ЗС ГО), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия.
Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в ЗС ГО.
Содержание и использование ЗС ГО в мирное время.
Тема 23. Организация защиты населения, материальных и культурных ценностей путем эвакуации.
Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные органы, их задачи, состав и порядок создания. Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Способы подготовки и упаковки материальных ценностей для эвакуации. Необходимые сопровождающие документы. Способы и особенности погрузки, укладки, крепления, перевозки и выгрузки культурных ценностей. Порядок осуществления охраны перевозимого груза.
Особенности перевозки материальных и культурных ценностей в условиях зараженной местности. Места эвакуации и временного хранения материальных и культурных ценностей, а также важнейших фондов культурных ценностей.
Тема 24. Порядок приведения ГО организации в готовность.
Понятие о готовности ГО организации. Порядок действий руководителя, органов управления и сил ГО при планомерном приведении ГО в готовность и при внезапном нападении противника.
Основные мероприятия ГО первой, второй и третьей очереди, проводимые с получением распоряжения на эвакуацию и вывод формирований в загородную зону. Действия руководителя организации и должностных лиц ГО по их выполнению.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности ГО организации.
Тема 25. Организация оповещения работников организаций при приведении ГО в готовность и основных видов обеспечения мероприятий по ГО.
Силы и средства, используемые для организации и осуществления оповещения при приведении ГО в готовность. Организация оповещения руководящего состава и работников организации в рабочее и нерабочее время. Доведение распоряжений (команд) в ходе выполнения мероприятий защиты (на маршрутах эвакуации, в местах проведения АСДНР).
Перечень проводимых мероприятий, их объемы, сроки, порядок проведения, необходимые силы и средства по основным видам обеспечения: инженерному, материально-техническому, транспортному, радиационной и химической защиты, противопожарному, медицинскому, дорожному, метрологическому, гидрометеорологическому и охране общественного порядка.
Тема 26. Деятельность КЧС и ОПБ при приведении органов управления и сил РСЧС в различные режимы функционирования.
Понятие о режимах функционирования органов управления и сил РСЧС.
Порядок деятельности КЧС и ОПБ и мероприятия, проводимые председателем и членами КЧС и ОПБ в режиме повседневной деятельности, повышенной готовности и ЧС.
Тема 27. Организация работы эвакуационных органов.
Задачи, обязанности и порядок действий руководителей и членов эвакуационных органов при планировании, подготовке и проведении эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в условиях ЧС и военных конфликтов.
Планирование работы эвакуационных органов (текущее и перспективное). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Основные направления деятельности эвакоорганов по повышению эффективности проведения эвакуации.
Тема 28. Действия работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС.
Алгоритм действий работника, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС по выполнению мероприятий ГО при планомерном приведении ГО в готовность и внезапном нападении противника, а также при введении различных режимов функционирования звена подсистемы РСЧС. Их практическая отработка.
Алгоритмы действий работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и защиты от ЧС органов местного самоуправления и организаций по приведению в готовность управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Организация работы пунктов управления и круглосуточных дежурных смен. Меры, повышающие устойчивость управления ГО и РСЧС.
Использование сетей связи при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.
Порядок оповещения при приведении ГО в готовность и введении различных режимов функционирования РСЧС.
Тема 29. Состав, порядок создания нештатных формирований и спасательных служб, поддержания их в постоянной готовности и применения при выполнении мероприятий ГО.
Нормативное правовое регулирование создания и применения формирований и служб. Их предназначение, виды, порядок создания и структура.
Основные задачи руководителя организации, руководителей нештатных формирований и спасательных служб по созданию, оснащению и поддержанию нештатных формирований и спасательных служб в готовности к выполнению задач.
Тема 30. Состав, задачи, возможности и применение сил РСЧС соответствующего уровня.
Состав сил РСЧС соответствующего уровня. Назначение, выполняемые задачи и возможности их применения при выполнении задач защиты от ЧС. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом.
Тема 31. Действия руководителя нештатных формирования и спасательных службы при приведении их в готовность.
Понятие о готовности нештатных формирований (спасательных служб). Степени готовности нештатных формирований и спасательных служб.
Порядок приведения их в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности и порядок действий руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по выполнению мероприятий ГО с получением распоряжения на вывод нештатного формирования (спасательной службы) в загородную зону.
Тема 32. Возможная обстановка в районе выполнения задач и объем выполняемых мероприятий, возлагаемых на конкретное нештатное формирование или спасательную службу.
Возможные районы выполнения задач нештатными формированиями (спасательными службами) и обстановка в них в зависимости от вида ЧС и применяемого оружия.
Возможный объем мероприятий, возлагаемых на нештатное формирование (спасательную службу) в районе выполнения задач.
Порядок получения и уяснения задачи, оценка обстановки, принятие решения на выполнение мероприятий, распределение основных сил и средств.
Тема 33. Действия руководителя нештатного формирования (спасательной службы) по организации и выполнению мероприятий ГО.
Порядок разработки и содержания приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута выдвижения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения нештатных формирований и спасательных служб в район выполнения задачи.
Смена в очаге поражения и вывод из него структурных подразделений.
Организация и проведение специальной обработки.
Восстановление готовности нештатных формирований и спасательных служб к дальнейшим действиям.
Тема 34. Всестороннее обеспечение действий нештатных формирований и спасательных служб, а также взаимодействия между ними в ходе выполнения задач.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий нештатных формирований и спасательных служб в ходе выполнения ими задач и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения нештатных формирований и спасательных служб при выполнении ими задач.
Определение основ взаимодействия между нештатными формированиями и спасательными службами при выполнении ими задач.
Отражение вопросов взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема 35. Организация всестороннего обеспечения сил РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР.
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР.
Отражение вопросов взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема 36. Организация защиты личного состава нештатных формирований и спасательных служб при выполнении задач.
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей нештатных формирований и спасательных служб по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в районах, занимаемых силами ГО и РСЧС. Инженерное оборудование районов. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
Тема 37. Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС.
Обязанности граждан в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС в соответствии с федеральными законами "О гражданской обороне" и "Защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими нормативными правовыми актами в данной области.
Ответственность за их неисполнение.
Тема 38. Порядок организации и осуществления подготовки различных групп населения в области ГО и защиты от ЧС.
Нормативная правовая база по организации и осуществлению подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных правовых документов.
Сущность и задачи подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС.
Структура единой системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Мероприятия по организации подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Перечень групп населения и формы их подготовки.
Содержание программ курсового обучения и инструктажа. Основные требования к их освоению.
Полномочия и обязанности работников, осуществляющих организацию подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Тема 39. Состав учебно-материальной базы организации.
Требования Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС.
Назначение учебных объектов и основных средств обеспечения учебного процесса и требования, предъявляемые к ним.
Примерное оснащение учебного класса по обучению работников организаций в области ГО и защиты от ЧС и учебных площадок по подготовке личного состава НАСФ и НФГО.
Правила пользования аудио-, видео-, проекционной аппаратурой.
Тема 40. Основы оказания первой помощи.
Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечень мероприятий по оказанию первой помощи.
Первая помощь при кровотечениях и ранениях. Способы остановки кровотечения.
Виды повязок. Правила наложения повязок на раны. Практическое наложение повязок.
Первая помощь при переломах. Приемы и способы иммобилизации с применением табельных и подручных средств. Способы и правила транспортировки и переноски пострадавших.
Первая помощь при ушибах, вывихах, химических и термических ожогах, отравлениях, обморожениях, обмороках, поражении электрическим током, тепловом и солнечных ударах.
Правила оказания помощи утопающему.
Правила и техника проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. Практическая тренировка по проведению искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
6.2.1. Вербальные средства обучения.
Нормативные правовые и методические документы:
Учебная литература:
6.2.2. Визуальные средства обучения.
Плакаты:
Слайды:
6.2.3. Технические средства обучения.
Приборы:
Тренажеры:
Аудио-, видео-, проекционная аппаратура:
6.2.4. Аудиовизуальные материалы.
Мультимедийные обучающие программы:
Мультимедийные учебные пособия:
Фильмы:
Энциклопедии:
Компьютерные учебные пособия:
Компьютерные программы:
Электронные учебные пособия:
Электронные плакаты и электронные сообщения:
Компьютерные игры:
Обучающие программы:
Действия населения при чрезвычайных ситуациях;
Игровые комплексы: